Раздел 11 Приобретение знаний

Физика
Лабораторные работы
Курс электрических цепей
Полупроводниковая электроника
Курс лекций и задач
Потенциал электpостатического поля
Пpимеpы использования теоpемы Гаусса
Закон Ома
Закон Ампеpа
Феppомагнетизм
Электротехника и электроника
Резонанс напряжений
Методы расчета сложных цепей
Трехфазные цепи
Цепи со взаимной индуктивностью
Несинусоидальные токи
Математика
Вычислительная математика
Векторная алгебра
Графика
Начертательная геометрия
Сборочные чертежи
Инженерная графика
Построение лекальных кривых
Геометрические построения
Позиционные задачи
Информатика
Электронная коммутация
Модернизация компьютера
Архитектура компьютера
Маршрутизация
Экспертные системы
Компьютерная безопасность
Требования к защите компьютерной информации
Проектирование системы защиты
Авторизация
Категорирование прав доступа
Диспетчер доступа
Антивирусная защита
Атомная энергетика
Атомные батареи
Физика атомного реактора
Атомные электростанции
Испытания атомного оружия
Воспоминания участников
атомного проекта

В этой главе мы рассмотрим вопросы применения тех методов решения проблем, которые используются на практике при построении экспертных систем разного назначения, и постараемся увязать характерные черты этих методов со спецификой областей применения. В идеальном случае хотелось бы получить ответы на следующие вопросы.

  • Можно ли классифицировать области применения экспертных систем на основе характеристик задач, решаемых в этой области?
  • Можно ли сформулировать хорошо дифференцированный набор методов решения проблем, которые приложимы для определенных классов областей применения?
  • Можно ли определить, какие стили представления знаний и правил логического вывода наиболее подходят для данного метода решения проблем?
  • Интерпретирующие системы предназначены для формирования описания ситуаций по результатам наблюдений или данным, получаемым от различного рода сенсоров. Типичные задачи, решаемые с помощью интерпретирующих систем, — распознавание образов и определение химической структуры вещества.
  • Классификация — это одна из наиболее распространенных проблем в любой предметной области.
  • В более сложных случаях таких лежащих на поверхности свойств может оказаться недостаточно для того, чтобы правильно определить место объекта в иерархической схеме классификации. В этом случае нам остается уповать на тот метод, который Кленси назвал эвристической классификацией.
  • Программа SAGON [Bennett et al., 1978] предназначена для выработки рекомендаций относительно использования программного пакета MARC, с помощью которого выполняется анализ характеристик механических систем методом конечных элементов.
  • Классификация или конструирование? Примером может служить программа формирования курса лечения, которая входит в состав MYCIN. Курс лечения представляет собой комбинацию назначенных больному препаратов и их дозировок.
  • Как вы считаете, существуют ли задачи, которые не представлены в этой классификации?

    II) В какую категорию систем этой классификации входит, по вашему мнению, система, которая консультирует пользователей относительно их юридических прав и выдает рекомендации о действиях в ходе судебного процесса.

    2. Проанализируйте схему задач экспертных систем, предложенную Кленси (рис. 11.1 и 11.2).

    I) Где в этой схеме, по-вашему, место для компьютерной системы обработки данных?

    II) Можете ли вы предложить способ расширения или уточнения такого анализа? Например, можете ли вы предложить способ дальнейшей дифференциации задачи "Управление"?

    3. Являются ли перечисленные ниже задачи по своему характеру задачами классификации, задачами конструирования или задачами, обладающими признаками обоих этих типов?

    I) Принятие решения о том, какой курс дисциплин следует прослушать в колледже.

    II) Принятие решения о том, как провести отпуск.

    III) Изменение ранее составленного плана проведения отпуска вследствие непредвиденных обстоятельств.

    IV) Подготовка налоговой декларации.

    4. Ниже представлен список правил на языке CLIPS, который соответствует приведенному во врезке 11.1 определению термина "оружие нападения" (assault-weapon). Некоторые правила в этом наборе вам следует попытаться сформулировать самостоятельно.

    ;; Объявления (deftemplate gun

    (field name (type SYMBOL))

    (field class (type SYMBOL))

    (field action (type SYMBOL))

    (field caliber (type FLOAT))

    (field capacity (type INTEGER))

    (field feature (type SYMBOL))

    )

    (deftemplate assault-weapon

    (field name (type SYMBOL)) )

    ;; Факты

    ;; Данный набор исходных правил квалифицируют

    ;; только модели Heckler & Kock 91 и Benelli

    ;; как "оружие нападения".

    (deffacts guns

    (gun (name Browning22)

    (class rifle) (action semi)

    (caliber .22) (capacity 11))

    (gun (name CobrayMll)

    (class pistol)

    (action semi)

    (caliber 9.0) (capacity 30))

    (gun (name HK91) (class rifle)

    (action semi) (caliber .308) (capacity 20))

    (gun (name GlocklT) (class pistol)

    (action semi) (caliber 9.0) (capacity 17))

    (gun (name Mossberg) (class shotgun)

    (action slide) (caliber .410)

    (capacity 5) (feature pistol-grip))

    (gun (name BenelliSuper90)

    (class shotgun) (action semi)

    (caliber 12.0) (capacity 5)

    (feature barrel-shroud)) )

    ;; ПРАВИЛА

    ;; Общий случай

    ;; Любая полуавтоматическая

    ;; винтовка (semi-automatic rifle)

    ;; или охотничье ружье (shotgun) с емкостью

    ;; магазина более 5 патронов.

    (defrule Parti

    (gun (name ?N) (class ?Csrifle|shotgun)

    (action semi) (capacity ?X&:(> ?X 5))) =>

    (assert (assault-weapon (name ?N)))

    )

    ;; Любая полуавтоматическая

    ;; винтовка (semi-automatic rifle)

    ;; или охотничье ружье (shotgun) с

    ;; перечисленными дополнительными признаками.

    (defrule Part2

    (gun (name ?N) (class ?C&rifle|shotgun)

    (action semi)

    (feature ?Fsflash-suppressor|barrel-shroud|night-scope)) =>

    (assert (assault-weapon (name ?N)))

  • Примеры решения типовых задач математика, физика, электротехника