Раздел 3 Представление знаний

Физика
Лабораторные работы
Курс электрических цепей
Полупроводниковая электроника
Курс лекций и задач
Потенциал электpостатического поля
Пpимеpы использования теоpемы Гаусса
Закон Ома
Закон Ампеpа
Феppомагнетизм
Электротехника и электроника
Резонанс напряжений
Методы расчета сложных цепей
Трехфазные цепи
Цепи со взаимной индуктивностью
Несинусоидальные токи
Математика
Вычислительная математика
Векторная алгебра
Графика
Начертательная геометрия
Сборочные чертежи
Инженерная графика
Построение лекальных кривых
Геометрические построения
Позиционные задачи
Информатика
Электронная коммутация
Модернизация компьютера
Архитектура компьютера
Маршрутизация
Экспертные системы
Компьютерная безопасность
Требования к защите компьютерной информации
Проектирование системы защиты
Авторизация
Категорирование прав доступа
Диспетчер доступа
Антивирусная защита
Атомная энергетика
Атомные батареи
Физика атомного реактора
Атомные электростанции
Испытания атомного оружия
Воспоминания участников
атомного проекта

  • В главе 2 отмечалось, что большинство исследователей весьма скептически относятся к возможности использования в прикладных системах таких методик поиска решений проблем, как "порождение и проверка" и "восхождение на гору". Серьезные технические сложности программной реализации оценочных функций навели на мысль, что такая методика недооценивает возможности узкоспециальных знаний в конкретной предметной области и переоценивает возможности обобщенного подхода к воспроизведению механизмов человеческого мышления.
  • Один из парадоксов искусственного интеллекта состоит в том, что многие задачи поиска смыслового содержания, которые легко решаются человеком, очень трудно реализовать на машине и наоборот
  • Программа предназначалась для решения проблемы формирования плана поведения робота, перемещающего предметы через множество (анфиладу) помещений. Программа STRIPS оказала очень большое влияние на последующие разработки в области искусственного интеллекта, и те базовые методики представления знаний, которые были в ней использованы для формирования действий, не утратили своей актуальности до настоящего времени.
  • Допустимые операции, такие как перемещение робота из одной комнаты в другую или проталкивание объектов, кодируются в таблице операторов.
  • Такой вариант представления компактнее описательного, но он не позволяет выполнять операции сопоставления, описанные в предыдущем разделе. Можно, конечно, придумать какой-нибудь способ описания целей и операций на языке, ориентированном на работу с массивами, но тогда будут утеряны некоторые из главных достоинств рассмотренной методики.
  • По сравнению с STRIPTS, программа MYCIN менее однородна и включает в свой состав множество различных модулей. Однако в структуре управления программой MYCIN можно найти элементы, в определенной мере схожие с элементами STRIPS.
  • Антимикробный агент — это любой лекарственный препарат, созданный для уничтожения бактерий и воспрепятствования их роста. Некоторые агенты слишком токсичны для терапевтических целей, и не существует агента, который является эффективным средством борьбы с любыми бактериями.
  • Эти правила преобразованы в операторы языка LISP (подробнее о программировании базы знаний рассказано в главе 4).
  • ТО сформировать список возможных курсов терапии и выделить наилучший из них. В ходе консультации выполняется простая двухэтапная процедура:
    • формируется контекст пациента в форме самого верхнего узла контекстного дерева;
    • Анализ нелинейных цепей Общие понятия об элементах нелинейных цепей Цепи, которые изучались ранее, относятся к классу линейных цепей. Параметры элементов этих цепей. Параметры элементов этих цепей - сопротивлений, индуктивностей, емкостей - не зависит от значений приложенных к ним напряжений или протекающих через них токов.
    • предпринимается попытка применить целевое правило к этому контексту пациента.
  • Существует множество способов оценки или сравнения характеристик экспертных систем, но наиболее распространенный — сравнение полученных с их помощью результатов с теми, которые получает человек-эксперт.
  • Еще в 1974 году, на самой ранней стадии разработки системы MYCIN, были получены весьма обнадеживающие результаты. Команда из пяти высококвалифицированных экспертов в области диагностики инфекционных заболеваний подтвердила правильность 72% рекомендаций, сделанных системой, которые относились к 15 реальным заболеваниям. Главной проблемой оказалась не точность диагноза, а отсутствие правил, которые позволяли бы судить о серьезности заболевания. В 1979 году были организованы более формальные испытания усовершенствованной версии MYCIN по диагностике таких заболеваний, как бактеремия и менингит.
  • Отчетливо видно, что модель мира в системе STRIPS оказалась "бедной на знания", т.е. она содержит очень мало специфических знаний о помещениях и объектах, которые должны перетаскивать роботы, например о весе и габаритах объектов и размерах дверных проемов в стенах.
  • Что такое таблица операторов? Можно ли в таблице операторов представить любую операцию, выполнение которой хотелось бы потребовать от робота?

    2. Что такое порождающее правило? Какое, на ваш взгляд, существует соответствие между набором порождающих правил и деревом решений?

    3. Какая связь существует между таблицами операторов и набором порождающих правил? Эквивалентны ли они? Можно ли выразить одни в терминах других?

    4. Представьте себе, что манипуляционный робот смонтирован над столиком с детскими игрушками. В таблице операторов имеется оператор move (В, L, М), который заставляет робот перенести блок В из положения L в положение М.

    move (В, L, M)

    Предварительные условия on (В, L), clear (В), clear (M)

    Список удалений on (В, L), clear (M)

    Список добавлений on (В, L), clear (L), clear (столик)

    Здесь выражение on (В, L) означает, что блок В устанавливается на объект L, причем в качестве L может выступать или поверхность столика, или другой блок; непосредственно на один блок можно поставить только еще один блок, но на поверхность столика можно ставить сколько угодно блоков; выражение clear (L) означает, что на объекте L ничего не стоит.

    I) Выразите сцену, представленную на рис. 3.5, в виде формул модели мира.

    II) Пусть перед роботом поставлена цель перестроить башню, показанную на рис. 3.5, установив блоки в следующем порядке: синий— на красном, красный — на зеленом, а зеленый — на поверхности столика. Таким образом, перед роботом стоит цель преобразовать модель мира и привести ее к виду

    on(зеленый, стол), on(красный, зеленый), on(синий, красный). Представьте план достижения этой цели.

    III) Покажите, как будет изменяться база данных при выполнении плана в соответствии с таблицей операторов.

    IV) Почему после каждой операции move нужно добавлять формулу clear (столик)?

    V) Можно ли, используя представленный элемент move в таблице операторов, выразить "отрицательную" цель, например "зеленый блок не должен стоять

 
Примеры решения типовых задач математика, физика, электротехника