Раздел 10 Приобретение знаний

Физика
Лабораторные работы
Курс электрических цепей
Полупроводниковая электроника
Курс лекций и задач
Потенциал электpостатического поля
Пpимеpы использования теоpемы Гаусса
Закон Ома
Закон Ампеpа
Феppомагнетизм
Электротехника и электроника
Резонанс напряжений
Методы расчета сложных цепей
Трехфазные цепи
Цепи со взаимной индуктивностью
Несинусоидальные токи
Математика
Вычислительная математика
Векторная алгебра
Графика
Начертательная геометрия
Сборочные чертежи
Инженерная графика
Построение лекальных кривых
Геометрические построения
Позиционные задачи
Информатика
Электронная коммутация
Модернизация компьютера
Архитектура компьютера
Маршрутизация
Экспертные системы
Компьютерная безопасность
Требования к защите компьютерной информации
Проектирование системы защиты
Авторизация
Категорирование прав доступа
Диспетчер доступа
Антивирусная защита
Атомная энергетика
Атомные батареи
Физика атомного реактора
Атомные электростанции
Испытания атомного оружия
Воспоминания участников
атомного проекта

Термин приобретение знаний носит обобщенный характер и совершенно нейтрален к способу передачи знаний. Например, передача может осуществляться с помощью специальной программы, которая в процессе обработки большого массива историй болезни устанавливает связь между симптомами и заболеваниями. А вот термин извлечение знаний (knowledge elicitation) относится именно к одному из способов передачи знаний — опросу экспертов в определенной проблемной области, который выполняется аналитиком или инженером по знаниям.

  • Как известно, любую сложную задачу лучше всего разбить на подзадачи, и именно так мы поступим с задачей приобретения знаний.
  • В работе [Buchanan et al, 1983] предлагается выполнить анализ процесса приобретения знаний в терминах модели процесса проектирования экспертной системы
  • В основе этого подхода лежит идея о том, что экспертная система является не контейнером, наполненным представленными экспертом знаниями, а "операционной моделью", которая демонстрирует некоторое нужное нам поведение в столкновении с явлениями реального мира.
  • В этой схеме просматривается совершенно очевидное соответствие с уровнями концептуализации знаний и эпистемологического анализа в структуре, предложенной в уже упоминавшейся работе
  • В редких случаях в существующие языки программирования включались специальные языки представлений правил или фреймов
  • По мнению разработчиков, EMYCIN вполне может служить "скелетом" для создания консультационных программ во многих предметных областях, поскольку располагает множеством инструментальных программных средств, облегчающих задачу проектировщика конкретной экспертной консультационной системы.
  • Задавшись определенным набором базовых правил, представляющих прототип экспертной системы, TEIRESIAS решает в соответствии с этими правилами какую-нибудь из сформулированных репрезентативных проблем и предлагает эксперту критиковать результаты.
  • Познакомив читателей с теоретическими вопросами, на которых базируется методика приобретения знаний, и некоторыми ранними разработками в этой области, мы рассмотрим в этом разделе две сравнительно новые системы, которые демонстрируют разные подходы к решению аналогичных задач.
  • В процессе работы в системе переключения непрерывно выполняется самотестирование. При этом проверяется, нет ли разрыва в цепях, короткого замыкания, замедления срабатывания переключающих схем и т.д.
  • Такая методология "выросла" из предложенной Ньюэллом и Саймоном методики анализа протокола (protocol analysis), которую мы рассматривали в главе 2.
  • Независимо от того, о какой конкретной предметной области идет речь, игре в шахматы или медицинской диагностике, всегда существуют некоторые предварительные условия или предварительный опыт, которыми должен обладать субъект или техническая система , чтобы воспринимать знания об этой предметной области.
  • Эффективность программы OPALФормирование последующих наборов протоколов в процессе развития системы занимало, как правило, несколько месяцев. При этом было отмечено, что эффективность процесса приобретения знаний системой в решающей степени зависит от того, насколько успешно инженер по знаниям справляется с ролью переводчика в процессе передачи знаний от экспертов программе.
  • Приобретение новых знаний на основе существующих В частности, в ходе экспериментов по созданию интеллектуальных обучающих систем на основе технологии экспертных систем исследователи пришли к более глубокому пониманию того, какими видами знаний пользуется эксперт в процессе решения проблем.
  • При отсутствии эксперта такие руководства можно с успехом использовать в качестве учебного материала для выполнения упражнений по извлечению знаний.

    Например, руководство к пистолету "Кольт .45" включает шесть страниц советов, большинство из которых представлено в форме подобных таблиц.

    Где?

    Что?

    Проверить

    Примечание

    Боек

    Зажимается

    Прямизну

    При необходимости заменить

    Эжектор

    Неустойчивое выбрасывание

    Зажимается ли возвратная пружина

    Установить длинную направляющую

    Экстрактор

    Неправильно направляет гильзу

    Угол установки дна

    При необходимости выровнять

    Для того чтобы разобраться в такой таблице, требуется обладать некоторыми знаниями о принципах работы описываемого устройства. В частности, нужно иметь представление о том, что

    • искривленный боек часто застревает в направляющей канавке, что приводит к осечке; такой боек нужно заменить;
    • возвратная пружина, которая зажимается внутри канавки, вероятнее всего, погнута; предотвратить такую поломку поможет замена стандартного короткого направляющего стержня полноразмерным;
    • неправильный угол установки экстрактора приводит к тому, что он выбрасывает гильзы обратно на стреляющего, а не вправо; эту неисправность можно устранить подгонкой и шлифовкой дна экстрактора.

    Применение онтологического анализа позволяет систематизировать такое ознакомление. Самый верный путь к неудаче — приступить к записи диагностических правил до того, как будет понятен принцип работы устройства.

    I) Выберите ту предметную область, которая вам более всего знакома, и разработайте для нее примерную онтологию в терминах:

    • ключевые сущности и отношения, такие как компоненты и отношения часть-целое;
    • предикаты предметной области, такие как неустойчивые, прямые, связывающие;
    • операции в предметной области, такие как замена, очистка, установка и т.п. II) Продолжите анализ предметной области и рассмотрите следующие вопросы:
    • насколько детальным должен быть анализ отношений часть-целое;
    • какие предикаты предметной области должны быть использованы для разбиения на части пространства признаков неисправностей;
    • какие логические отношения существуют между операциями в предметной области, например подобие между заменой и установкой (одна операция включает другую в качестве составляющей).
  • Примеры решения типовых задач математика, физика, электротехника