Примеры построения сопряжений Овалы для стандартных аксонометрических проекций окружности Геометрические построения Построение сопряжения дуги Последовательность нанесения размеров Позиционные задачи Метод секущих плоскостей

Машиностроительное черчение Выполнение чертежей инженерная графика

Построение внешней касательной к двум окружностям

Последовательность построения следующая (рис.2.16):

1. Из центра большей заданной окружности проводим окружность радиусом равным R1-R2 (рис.2.16 б);

2. Через середину расстояния между центрами заданных окружностей проводим окружность радиусом, равным половине расстояния между этими окружностями (рис.2.16 в, г);

3.Находим точки пересечения этих окружностей А и В (рис.2.16 г);

4. Через центр заданной большей окружности и точки А и В проводим линии до окружности большего радиуса. Получаем точки С и D (рис.2.16д);

5.Из центра меньшей окружности проводим прямые , параллельные прямым, построенным в пункте 4, получаем точки Е и F (рис.2.16д);

6. Точки С, Е и точки D, F соединяем прямыми. Они расположены касательно к заданным окружностям (рис.2.16е).

7. Результат построения – на рис.2.16ж. Успешная работа деталей  и машин заключается в обеспечении работоспособности и надёжности.

Рис.2.16

Вывод. Чтобы осуществить сопряжение линий нужно:

Найти центр сопряжения;

Определить точки сопряжения;

Провести сопрягающую дугу, строго от точки до точки.

  Сечения

Чтобы показать поперечную форму деталей, применяют сечения.

Сечение – изображение фигуры, получаемой при мысленном рассечении предмета одной или несколькими плоскостями. В сечении показывается только то, что получается непосредственно в секущей плоскости. Если секущая плоскость проходит через ось конического или цилиндрического отверстия, то сечение показывают как разрез (рис. 20, б), т. е. контур отверстия показывают полностью.

По форме сечения бывают симметричные (рис. 20, а, б, г, д) и несимметричные (рис. 20, в, е).

Параметрический подход к чтению чертежа

Чтение и деталирование чертежа общего вида опирается на умение выделять проекции отдельной детали на чертеже сборочной единицы. При этом производится анализ формы, расположение детали в изделии, взаимодействия ее с другими частями. Эти процессы обычно не регламентируются, считается, что их освоение требует производственного опыта.

Рассмотрим основные черты этих процессов с позиции параметрического подхода. С раннего возраста люди имеют контакты с предметами материального мира, о которых постепенно складываются некоторые интуитивные представления (эвристики). Назовем некоторые из них, полезные в процессе чтения чертежа.

Во-первых, все предметы имеют объем. Из этой эвристики вытекает утверждение, что очертание любого предмета представляет собой замкнутую линию. Анализируя эту линию видно, что геометрически эта область может быть либо пустой, либо содержать другие замкнутые формы: линию пересечения одной поверхности с другой; границу входа в полость (в отверстие) на предмете.

Во-вторых, поверхность предмета может иметь локальные особенности, которые при проецировании нарушают односвязность очерка. Например: ребра на поверхности предмета, фаски, проточки и т.п.

Попробуем связать эти эвристики с формой, величиной, расположением в пространстве предмета и его частей. На чертеже любое изделие описывается с помощью изображений, условных обозначений и размеров. В размеры могут входить не только числа, но и условные обозначения, и фрагменты текста.

Для чтения чертежа сборочной единицы рекомендуется определенная последовательность:

В основной надписи чертежа (или спецификации) прочитать название изделия. По описанию (а при его отсутствии попытаться по названию) выяснить назначение изделия. Например, по названию "Кран" представляется изделие, предназначенное для перекрытия потока жидкости или газа путем поворота пробки (золотника); "Вентиль" – изделие того же назначения, но за счет опускания клапана, связанного с вращающимся штоком.

По таблице составных частей (или спецификации) установить из каких изделий состоит сборочная единица. Наименования деталей также характеризуют (в общих чертах) их устройство и назначение.

По чертежу установить содержание и назначение каждого изображения. По масштабу изображения (в основной надписи чертежа) представить размеры изделия и ориентировочно его деталей.

Чтению сборочного чертежа помогает проекционная связь между изображениями, штриховка фигур сечений одной и той же детали на разных изображениях в одном направлении и с одинаковым интервалом; необходимо учитывать упрощения и условности изображений на чертежах, допускаемые ГОСТ 2.305-68 и ГОСТ 2.109-73.

По чертежу представить взаимное расположение деталей, способы их соединения и возможность относительного перемещения, т.е. представить, как взаимодействуют детали, и как изделие работает (при необходимости воспользоваться описанием).

Определить геометрическую форму каждой детали, т. е. какими поверхностями ограничены элементы деталей. Для этого необходимо отыскать на чертеже и рассмотреть все изображения детали (начиная с простых), при этом уделить особое внимание дополнительным видам, разрезам, сечениям, так как на них даются изображения форм элементов детали, которые не выявляются на основных видах.

В процессе изучения геометрической формы элементов определять и его назначение. При затруднении - рассматривать изображения смежных элементов. Это поможет выявить геометрию двух сопряженных элементов.

Определить последовательность  сборки и разборки изделия (при необходимости составить схему деления изделия на части).


Способ замены плоскостей проекции Правила нанесения размеров на чертежах и других технических документах